Предложения Саха Общественного Центра по внесению изменений и дополнений в проект «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Рейтинг:   / 0

Проект
За пять истекших месяцев рабочая группа Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям подготовила проект документа и 27 сентября представила его органам власти. Далее предполагается, что примерно за один месяц (!) вся страна должна обсудить столь важный, с полным правом можно сказать, судьбоносный документ и представить свои предложения рабочей группе, после чего рабочая группа должна завершить создание Стратегии. Надо отметить, что обсуждение проекта Стратегии по стране не было организовано должным образом. Бурятские общественники заявляют, что до них эта информация вообще не дошла, а в республиканских СМИ об этом ничего не писали. Парламент Республики Алтай получил телеграмму Совета Федерации 23 октября (!) с указанием 25-го представить свои предложения. Тут комментарии излишни.

Содержательная часть проекта Стратегии начинается со слов: «Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира» (пункт 6). В ней указывается, что все народы, проживающие в России, их культурное и языковое многообразие охраняются государством. Провозглашается, что «многообразие охраняется государством, а также отмечается, что «многообразие национального и религиозного состава населения, …, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс российской цивилизации, укрепления ее государственности…» (пункт 10). 

Все это правильно и звучит прекрасно. Но где живут эти народы? Есть ли у кого-нибудь из них национально-территориальные образования? Имеют ли они какое-либо отношение к природным ресурсам? В проекте об этом ничего не говорится. Получается, что народы России - это какие-то чуть ли не виртуальные, экстерриториальные образования с языковыми и культурными отличиями. Поражает абсолютное отсутствие термина «республика» во всем 19-страничном тексте Стратегии. Такое ощущение, что члены рабочей группы были вынуждены тщательно избегать этого термина. Зато на первый план выступило понятие национально-культурной автономии, обозначающее всего лишь одну из форм общественных организаций. Авторы Стратегии умудрились поставить это понятие рядом с основополагающим понятием «федерализм» (см. пункт 9). Эти факты вместе со старательно выведенным вторым абзацем пункта 23.2 «продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов…» вполне обоснованно наводят на мысль: данный документ может стать идеологической базой попытки ликвидации республик и подмены их национально-культурной автономией.

Россия как многонациональная страна действительно уникальна. Но Стратегия совершенно умалчивает и другую уникальность России: всего за полвека на территории Сибири и Дальнего Востока фактически исчезли десятки языков коренных народов. В настоящее время остались всего единицы, в лучшем случае сотни людей, владеющих эвенским, эвенкийским, юкагирским, удегэ, нивхским, корякским и другими языками. В сфере образования возникло немало административно-бюрократических препятствий для развития языков более крупных этносов, как татары, башкиры, чуваши, коми, удмурты, хакасы, буряты, саха и др.

Мы все, в том числе и создатели проекта Стратегии, должны признать, что неписаной национальной доктриной советской и постсоветской России было положение: чем меньше культурно-языковое обособление народов, в том числе титульных наций республик, тем монолитнее и сильнее государство. И как следствие имеем то печальное состояние языков многих народов России, о котором было выше сказано. Но почему мы не учитываем того, что маргинальной части России, по большому счету, будет все равно, расцветает Россия или разрушается? Воины-снайперы, эвенк Иван Кульбертинов и саха Федор Охлопков, героически сражались за Родину вдали от родных мест не потому, что им было все равно за что и за кого воевать и умирать. И вовсе не потому, что бойко говорили по-русски (они как раз этого не умели), а именно потому, что были плоть от плоти настоящими сынами своего народа. И прекрасно знали, что они отстаивают и за что готовы умереть.

Нам пора полностью отказаться от этой официально никогда не провозглашенной доктрины, продиктованной духом и буквой тоталитарного советского государства, не отвечающей реалиям нынешней России, сложного современного мира, и избрать такую стратегию, которая не только декларирует то, что многообразие национального состава населения, межкультурного взаимодействия составляют часть интеграционного ресурса российской цивилизации, укрепления ее государственности, но и на самом деле использует во благо наше уникальное многообразие. Для этого, во-первых, не надо бояться и избегать слова "республика" в тексте Стратегии. Во-вторых, надо декларировать в Стратегии необходимость развития и укрепления республик, равно так же как и всех субъектов Российской Федерации. В случае появления в Стратегии такого содержания, она станет реальной базой сохранения и развития языка и культуры титульных наций республик. Только в таком случае республики, говоря образно, будут чувствовать себя не падчерицами, а родными дочерьми России. Это даст импульс для развития региона не только в культурном, духовно-нравственном плане, но и в экономическом отношении. Только таким путем Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Алтай, Тува могут обрести внутренние ресурсы для защиты от угрозы отторжения российских территорий Сибири и Дальнего Востока через пограничные цивилизационные линии.

Считаем, что нужно назначить новые, достаточные реальные сроки для переработки проекта Стратегии и его обсуждения с участием широких слоев общественности Российской Федерации. В том случае, если Президент Российской Федерации не сочтет нужным переработать проект Стратегии с продлением сроков, мы предлагаем в текст проекта Стратегии внести следующие поправки.

1. В пункте 2 после фразы «Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации» добавить «Федеративного договора».

2. В пункт 4 «Государственная национальная политика носит межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает федеративное устройство РФ», вместо «учитывает федеративное устройство РФ» предлагаем внести «базируется на основополагающих принципах федеративного устройства РФ»

3. В пункте 11 из предложения: «На фоне радикальных общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества в постсоветской России проявились кризис общероссийской гражданской идентичности, всплеск этнической мобилизации, этнотерриториальный сепаратизм и религиозно-политический экстремизм, возникла опасность распада страны» считаем необходимым изъять фразу «всплеск этнической мобилизации».

4. В пункте 21 в предложении: «Целями государственной национальной политики являются:

- укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- гармонизация межнациональных отношений;

- сохранение этнокультурного многообразия народов России;

- обеспечение адаптации и интеграции иммигрантов в российском обществе», после «сохранение этнокультурного…» добавить: «укрепление и развитие республик Российской Федерации, как один из важнейших факторов единства и целостности российского государства».

5. Из пункта 23.2 убрать второй абзац: «продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов…».

6. В первом абзаце пункта 23.3 в предложении «Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический и религиозно-политический экстремизм и национализм представляют угрозу…» после слова «экстремизм» добавить слова «шовинизм, неофашизм».

7. В пункте 23.4 вторым абзацем добавить: «развития бюджетного федерализма, в том числе увеличения доли субъектов Российской Федерации в доходах федерального бюджета по крайней мере до 50%».

Там же: во втором абзаце после слов «размещения производительных сил» добавить «с участием коренного населения, совершенствовать систему подготовки национальных кадров в промышленном освоении территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока».

8. Во 2 абзаце пункта 23.5 следует уточнить фразу «возрождения традиции переводов классиков отечественной литературы на языки народов России». Вместо этой фразы внести: «возрождения традиции переводов классиков российской литературы на русский язык и другие языки народов России».

9. В пункте 23.6 в третьем абзаце вместо «поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения» внести «поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, а также государственных языков республик Российской Федерации».

Там же после четвертого абзаца добавить новый абзац: «содействовать сохранению и развитию языков коренных народов Российской Федерации, расширить возможности их использования в воспитании, обучении и творчестве, вести работу по укреплению материально-технической базы национальных образовательных учреждений и детских садов».

10. В пункте 29 после фразы «нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» добавить «конституций республик, уставов областей, краев, автономных округов и автономной области».



Координационный Совет Саха Общественного Центра

25.10.2012

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация